Растёт дочка, растёт сын / На главную

 


Каждый день и год за годом.
Разные ситуации
Застенчивые дети


«Как мне быть с дочкой? — прочитала я как-то вопрос в семейной рубрике какого-то центрального издания.
— Она у меня болезненно застенчива. Никогда не играет с другими детьми, всюду цепляется за мою юбку...»

Ответ газеты меня немного озадачил. «Застенчивость
— это так прекрасно!—отвечала юной маме женщина-педагог. — Нам сейчас всем не хватает застенчивости, сдержанности, достоинства».

Боюсь, что собеседники не совсем поняли друг друга. Конечно, застенчивость восемнадцатилетней девушки прелестна. Дай нам бог почаще ее встречать. Мама же спрашивает совсем о другом: о болезненной, угрюмой застенчивости, делающей жизнь некоторых детей просто невыносимой. Я это явление знаю достаточно хорошо: такими были у меня Женя и Алеша.

Особенно удивляло это в Жене. Ничто в ее младенчестве не предвещало тех мучительных событий, которые начались года в три и продолжались лет до десяти. Женя родилась на редкость жизнерадостным, здоровым, веселым младенцем. Мы звали ее «репкой» — такая она вся была тугая, сильная, крепкая.

Но бывают, видимо, в жизни наших детей события, значение которых мы недооцениваем. Думаю, что таким событием стало для Жени наше с ней расставание в те дни, когда ей исполнился год. Мне надо было выходить на работу, и мы с мужем отвезли ее к его родителям, в другой город. До этого мы с Женей не расставались ни на один день...

Мы звонили родителям почти ежедневно и слышали: «Все отлично. Не плачет, молчит, ведет себя хорошо». Вот это-то «молчание», думаю, и сыграло свою роль позднее. Второе потрясение она, бедняга, испытала, когда мы попытались отдать ее в ясли-сад в возрасте двух с небольшим лет.

Внешне все выглядело вполне благополучно, она не плакала, не цеплялась за нас. Просто сидела в углу и молча смотрела на всех. Нас поздравляли с таким замечательным, умным ребенком, а мы казались себе преступниками. И через месяц забрали ее из садика. Не вынесли этого ее молчаливого взгляда. Из всех детей Женя до сих пор особенно привязана ко мне.

Возможно, это было предопределено с самого рождения, и потому так тяжелы оказались для нее эти два события, описанные мной. Возможно, наоборот, именно они навсегда поселили в ее душе страх перед разлукой с мамой. Мы все-таки так мало знаем о наших детях, о том, что происходит в их душах, когда они плачут, пугаются, впадают в отчаяние, молчат...

Так вот. Вскоре оказалось, что Женя просто не способна существовать вне дома: она панически боится новой обстановки, новых контактов, новых требований. Попав в такие условия, она просто цепенеет, становится заторможенной и вялой. Умненькая, развитая девочка, она годами читала в садике одно и то же стихотворение: «Дуб дождя и ветра вовсе не боится». Другие просто выскакивали у нее из головы, как только она выходила на середину зала.

Мы не смогли вовремя записать ее в музыкальную школу: она отказалась идти без мамы в ту комнату, где проходило собеседование. Через год повторили попытку. Кое-как оторвав ее от моей юбки, запустили в комнату, где шел экзамен. Через некоторое время она вышла вместе с директором школы. Он был озадачен: «Вы знаете, это первый случай в моей практике. Все повторяет абсолютно верно, но раз в десять медленнее того, как мы ей показываем!»

Детский сад, начальные классы, первые концерты в музыкальной школе — все было мукой для Жени. И мы не знали, чем ей помочь. Старались только всегда находиться рядом, чтобы в любой момент она знала, что мы здесь, мы поможем, что никогда не бросим ее одну.

Мы очень много обсуждали с мужем эту ситуацию. И даже выработали специальную тактику, чтобы помочь Женечке обрести уверенность в себе. Во-первых, мы видели: она не тот ребенок, которого можно ругать. Любую неудачу она переживает так глубоко, как нам и не представляется. Ее, наоборот, надо почаще хвалить. Более того — «провоцировать» ее успехи.

Застенчивые дети очень нуждаются в успехах! Это мы поняли, к счастью, довольно рано. И очень старались помочь в любом деле и Жене, и позднее Алеше. Учили с ними стихи, делали для них какие-то умопомрачительные новогодние костюмы, устраивали потрясающие дни рождения. Вообще-то все это и всегда было в традициях нашей семьи, но с младшими приобрело особый смысл.

Пусть хоть нашими стараниями, но побудут немного и наши неумелые, вечно чего-то пугающиеся дети в центре внимания, поверят в то, что они очень красивые и ловкие, забудут о своих страхах... Очень важно придумать какое-то дело, в котором застенчивый ребенок найдет себя и добьется успеха. Может быть, это будет какая-то спортивная секция, может быть, кружок рисования, танцев, вышивки — все равно. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то стал победителем!

Решить Женины проблемы окончательно нам очень помогла ее музыкальная школа. Мы не зря подступались к ней дважды: нам давно казалось, что у Жени есть явные музыкальные способности. Так оно и вышло. И я впервые своими глазами увидела ребенка, который охотно, со страстью учится музыке. Начались первые концерты, первые, не бог весть какие, но успехи...

Постепенно, понемногу к девочке приходило чувство уверенности, уходил страх, сопровождавший каждый ее контакт с внешним миром. А остатки прежней ее стеснительности как раз можно теперь уже отнести к разряду достоинств. С Алешей многое повторялось, с той только разницей, что мы к этому оказались готовы. Вряд ли можно было ожидать чего-то другого, глядя на несчастного, то и дело плачущего кроху, который поначалу соглашался спать только в кукольной коробке.

Именно поэтому мы не отдали Алешу в школу с шести лет. По развитию-то он вполне соответствовал всем требованиям. А вот по своей психологической зрелости... Даже в семь лет я, например, не могла оставить его в очереди в магазине, чтобы выбить чек в кассе рядом. Если к нам приходят гости, он и сейчас вначале долго прячется по углам, стесняется!

И лишь за несколько месяцев до «выпускного вечера» в детском саду он стал более или менее охотно участвовать в общих выступлениях. До этого боялся, плакал, отказывался... Всем надо всегда помнить: такие дети очень несчастны в своих постоянных переживаниях. Дело ведь в том, что им очень хочется и читать стихи, и участвовать в танце, и бежать со всеми в веселой эстафете...

Хочется — и страшно! Они очень пугаются там, где другие ребятишки даже не заметят опасности. Неласковая воспитательница в детском саду, строгая учительница в школе для таких ребятишек становятся источником постоянного горя. Будьте всегда готовы помочь своему застенчивому ребенку! День и ночь, каждую минуту и каждую секунду любите своих робких, стесняющихся ребятишек. Кроме вас, никто не поможет им стать счастливыми!

Назад | Содержание | Вперёд
 

 


 

2010. Растёт дочка, растёт сын.