Растёт дочка, растёт сын / На главную

 


Перед школой и в школе.
Такие разные!
«Медленные» дети

Не убивайтесь слишком уж сильно, если ваш ребенок представляет собой как раз такого заторможенного, плохо соображающего тихоню. Поверьте мне, его успеваемость ничего пока еще не значит. У вас наверняка замечательный ребенок! Просто он не похож на других. Но разве это означает, что он хуже них?

Просто такие ребятишки словно бы просыпаются к активной интеллектуальной деятельности намного позднее и намного медленнее других. Интенсивная, насыщенная программа начальной школы очень трудна для них. Не было бы ничего страшного, если бы в классе сидело 10—15 детей, если бы учительница могла заниматься с каждым индивидуально.

Но сейчас, к сожалению, школа словно бы пробегает мимо таких ребятишек, оставляя их на обочине. Ваша задача — взять вашего ребенка за руку и тихонько, не спеша идти вслед убегающему составу. Не бойтесь, далеко он не убежит, вы его все равно догоните.

Помимо всего прочего таких ребятишек надо очень-очень любить и делать так, чтобы они непрерывно чувствовали это. Подумайте сами: в детском саду они никак не могли рассказать ни одного стихотворения и частенько перед каким-нибудь праздником их при всех сердито лишали права участвовать в общем выступлении. В школе они то и дело оказываются хуже всех, получают двойки, не попадают ни в команду «Веселые старты», ни в компанию, которая будет поздравлять мам на родительском собрании, ни в группу, которая выступает у шефов на заводе...

Для начала постарайтесь компенсировать именно эти психологические потери. Хорошо, если вас поймет учительница и не забудет лишний раз приласкать, позвать к себе поближе такого растерянного ребенка. Но если это не получается, ищите выход сами, на стороне.

Может быть, рядом, в красном уголке ДЭЗа или в соседнем Доме пионеров, есть какой-то кружок, в котором будет интересно вашему сыну или дочке? Может быть, вам почаще надо кататься с ним вместе на лыжах, на коньках, ходить по воскресеньям в театр, в кино — всюду, где ваш малыш станет оживляться, видеть и пробовать другую жизнь, забывать о своей неполноценности?

Я, например, не вижу ничего страшного, если бы такие «медленные» ребята шли в школу вообще попозже— лет с восьми. Главное, чтобы это выглядело естественно, нормально. Но мы, к сожалению, не умеем быть деликатными и мудрыми и любое отклонение от стандарта считаем недопустимым.

А почему, собственно, если есть дети-вундеркинды, которые в шесть лет читают «Мастера и Маргариту», а в 20 уже абсолютно ничем не отличаются от сверстников, не быть и другим — тем, кто в семь лет еще только-только с трудом подступается к азбуке, тем более что в 20 и эти не будут ничем отличаться от товарищей?

Как бы то ни было, заниматься с вашим ребенком придется именно вам и вашему мужу. Вы должны запомнить — реально помогут вашему ребенку только долготерпение и удивительное постоянство. Запаситесь и тем, и другим на годы. И давайте вместе выработаем несколько правил.

Правило первое. Любую новую информацию преподносите ребенку чрезвычайно крохотными порциями. Пусть вас не смущает, что класс в это время ушел вперед. А вы обсасывайте, обкатывайте какую-нибудь самую первую тему. Букву «а», например.

И так с ней играйте, и этак, и ищите на вывесках, и в газете, и пишите на «классной» доске, которую вы по этому поводу специально завели в детской, или в коридоре, или даже в кухне. То же и с цифрами, с первыми примерами по арифметике. 2+3, 3+1 — занимайтесь этим хоть месяцы, лишь бы это стало действительно понятно и было усвоено. Главное — повторяемость, терпение, отсутствие спешки. Не делайте перерывов на праздники, выходные, каникулы.

Правило второе. Почаще хвалите ребенка, а для этого побольше с ним играйте. Математику совсем не обязательно изучать за столом. Можно играть в кубики, можно перебирать пуговицы. Ваши занятия должны проходить как можно менее назойливо и заметно.

Правило третье. Школьные отметки не предмет для обсуждения в вашей ситуации. «Медленный» ребенок переживает свои двойки так тяжело, как, может, вам и не снилось. Конечно, и не отмахивайтесь от них: плевать, мол. Настраивайте ребенка на борьбу: ничего, мы с тобой запомним эту контрольную, придет время, мы ее щелкнем, как орешек!

Правило четвертое. Никогда, ни при каких условиях не позволяйте себе или ребенку не верить в успех, мучиться по поводу неполноценности. Если его переживания очень уж сильны, пойдите на совершенно «непедагогический» поступок: откройте ему, например, «страшную тайну».

Сочините какую-нибудь невероятную историю о том, что при выдаче свидетельства о рождении, допустим, перепутали год и вот вам пришлось отдать сынишку в школу на год раньше, этим и объясняются его неудачи. Но только это ужасная тайна, уж придумайте почему. Сочините душераздирающую историю о тяжелой болезни дочки, о том, что она, например, лежала без памяти год и вот теперь этот потерянный год и сказывается.

Может быть, кому-нибудь эти советы покажутся неприемлемыми и дикими... Но ведь я даю их не для массового применения, а для единичных, редчайших случаев. Вообще в таких делах главное слово должна произносить наша с вами любовь.

Назад | Содержание | Вперёд
 

 


 

2010. Растёт дочка, растёт сын.