Растёт дочка, растёт сын / На главную

 


Игры и игрушки.
Игры обычные и развивающие

Термин «развивающие игры» я впервые услышала от замечательных наших педагогов, многодетных родителей, теоретиков семейного воспитания Л. А. и Б. И. Никитиных. Правда, в их небольшой книжке «Ступеньки творчества», которая попалась мне на глаза еще в 1976 г., шла в основном речь о специальных играх, работающих на развитие тех или иных качеств и особенностей детского интеллекта.

Многое из их опыта мы переняли в своей семье. Но в то же время я стала использовать в нашей семейной жизни этот термин и несколько шире. Есть игрушки «никакие» — считала и считаю я. Это те, что предназначены для развлечения: заводные, электромеханические и даже электронные, паровозики, самолеты. Такие же утята, медвежата, обезьянки и т.д. Механическая железная дорога. Ну и прочее — десятки различных предметов. Поиграл, посмотрел, поудивлялся, привык — и всё. Больше из этих игрушек ничего не выжмешь.

И есть игры и игрушки, которые, безусловно, работают на развитие интеллекта. Те же пирамидки, например. Типичная развивающая игрушка — в моей классификации во всяком случае. В принципе, конечно, надо стремиться к тому, чтобы все игрушки были именно развивающими, а не развлекательными.

Сразу оговариваюсь: это мое деление на «полезные» и «бесполезные» игрушки, конечно же, очень условно. Оно нужно скорее для нашего с вами разговора, чем для реальной жизни. Не хватало еще нам с вами с точки зрения «полезности» оценивать любимого Мишутку или старенького Зайца.

Любимые игрушки у любого малыша всегда есть и будут. Должны быть! Любовь и нежность, которые испытывают к ним дети,— это и есть самая огромная польза, которая в тысячу раз важнее многих развивающих элементов. Эти вещи кажутся мне настолько очевидными, что я даже чуть не забыла вообще об этом сказать.

У каждого из моих детей были такие любимые игрушки. У Кати — Мишутка и кукла Танечка, у Жени — «Лефик» (плюшевый лев), у Алеши — собачка, мишка, заяц... Позднее — какие-то дощечки, машинки, железки... Не пытайтесь даже вникать, зачем малышу эта коробочка или лоскуток. Любимые игрушки не оцениваются логикой. Они — основа игрушечного мира ваших детей.

Любимые куклы и звери и до сих пор живут в нашем доме. Занимают почетное место в детской комнате. Друзей ведь не выбрасывают на помойку или в мусоропровод.
Когда я говорю о бесполезных, развлекающих игрушках, я имею в виду прежде всего по-настоящему лишние, не ставшие любимыми, появившиеся в доме случайно и не вошедшие по каким-то причинам в основной «игрушечный арсенал».

А куклы? — спросите вы. Это какие: развивающие или нет? Всё зависит от того, как прижились они в вашем доме, в каком качестве. Куклы, даже самые красивые и нарядные, если они сидят рядком в шкафу, вообще ничего не значат... Даже говорить о них не стоит.

Две-три-четыре куклы, если девочка ими активно играет, конечно, очень важны и нужны. Особенно если вы поможете дочке сшить этим куклам платьица и чепчики, если в кукольной квартире постоянно будут происходить какие-то события. В этой игре окажутся необходимы и кукольная мебель, и посуда, и игрушечная кукольная плита. Многие девочки играют самозабвенно, часами — и подвергать эту их увлеченность какому-то обсуждению на предмет полезности просто смешно.

Иные «развлекающие» игрушки именно в этот момент тоже становятся полезными и функциональными. Точно так же мальчики строят гаражи, играют своими машинками и солдатиками. И те и другие играют в больницу, в магазин, в парикмахерскую — и множество пустых, бесполезных игрушек становятся в этих играх просто необходимыми. И все-таки есть игры и игрушки, впрямую работающие именно на развитие интеллекта, творческих способностей ребенка.

Огромная беда нашей повседневной жизни — то, что игрушек этих крайне мало. Их практически никто (кроме тех же энтузиастов Никитиных) не придумывает, не делает, не пропагандирует. В «Детском мире» дорогие роскошные куклы сидят длиннющими рядами, а обычных деревянных кубиков — цветных или с буквами — не найдешь.

Назад | Содержание | Вперёд
 

 


 

2010. Растёт дочка, растёт сын.