Растёт дочка, растёт сын / На главную

 


Перед школой и в школе.
Идея опережения

Есть такая знаменитая московская учительница начальных классов — Софья Николаевна Лысенкова. Она со своими ребятами запросто проходит программу двух классов за один. Для этого нужны, конечно, новые методики и новые идеи. Одна из таких идей — идея опережения.

Новый материал Софья Николаевна всегда начинает «издалека»: задолго до начала темы что-то скажет о ней ребятам, что-то покажет, вывесит таблицу, даст простенькое упражнение. Понемногу, слово за словом, капля за каплей — и когда подходит время начать новую тему, она вроде уже и не новая, не страшная, а вполне близкая и понятная.

Вот эту идею опережения используйте постоянно! Еще до школы попробуйте изучить с вашим будущим первоклассником букварь: не просто читайте, а рассматривайте картинки, описывайте их, разговаривайте... Представьте себя учительницей: что бы вы спросили вот здесь? А в чем хитрость вот этой страницы?

Вы скажете: нет букваря? И не будет — ни в июле, ни в августе. Но если вы позаботитесь об этом за год — походите в книжный магазин, обзвоните родственников и знакомых, договоритесь с соседями, у которых сын-первоклассник,
— букварь рано или поздно в вашем доме обязательно появится. В конце концов попробуйте поучаствовать в «обменных играх» ближайшего книжного магазина: предложите за букварь, а заодно и за учебник математики для первого класса какой-нибудь детектив или книгу по кулинарии.

Дело не в том, чтобы учить ребенка по этим учебникам заранее. Идея опережения заключается немного в ином: ко всему новому, непонятному готовить ребенка постепенно. Рассмотрите с ним эти учебники, обсудите картинки, попробуйте порешать первые примеры... Получается, не получается — неважно. Главное, чтобы психологически ваш ребенок был готов к встрече с ними в первые дни школьной жизни.

Самое трудное, конечно, не чтение и не счет, а письмо. Если вы совсем не готовились к нему, то пальчики у ребенка очень долго будут неуклюжими. Не пугайтесь и не бойтесь этого. В конце концов много вы встречали людей, которые так и не научились писать? Хуже другое — его, вашего ребенка, может, будут ругать за неумелые, непослушные палочки и кружочки, а это окажется для него очень тяжело. Попробуйте и это предусмотреть еще летом.

В июле—августе по полчаса каждый день обводите в тетради клеточки, рисуйте кружочки, орнаменты из палочек... Хотя бы по двадцать минут! Даже и не преступайте к школьной программе! Во-первых, вы ее не знаете, во-вторых, еще что-нибудь не так объясните... Готовьте руку и внимание ребенка в целом. Учите его садиться за стол и открывать тетрадь, тренируйте его на усидчивость хотя бы в течение десяти минут...

Если вы сумели вместе с учебниками раздобыть и прописи — хотя бы уже использованные, старенькие, рассмотрите их внимательно. Не обязательно выполнять упражнения оттуда, но зато можно делать такую вещь: обводить готовые буквы-образцы по многу раз. Впрочем, пожалуй, это стоит делать уже позднее, в сентябре, когда дети начнут писать буквы.

Вот эта идея опережения должна отныне все время работать на вас! Занимаясь с ребенком каждый день, заглядывайте все время в ближайшее будущее: заранее пробуйте трудные элементы, по частям, понемногу осваивайте написание трудных цифр и т.д. И так всё время.

Возможно, полчаса на это придется вам потратить и в субботу, и в воскресенье. Может быть, даже сделать так: иногда на неделе вечером с ребенком не садиться, особенно если все у него идет неплохо, а вот в выходные позаниматься поинтенсивнее.

Запомните самое главное: эти занятия не аврал и не случайный набег. Они имеют смысл, только если вы разработали сами для себя хоть какую-то методику, тактику. Дело не в том, чтобы каждый раз заставить ребенка прилично подготовить уроки на завтра. Важно разработать свою систему занятий дома, которая будет все время обеспечивать запас уверенности вашему ребенку.

Вы ничего не сможете, если не сумеете как следует вникнуть во все детали и мелочи учения вашего первоклассника. Вы должны знать всё: как пишется овал у буквы «о», как делается соединение буквы «в» с другими, какой величины должен быть хвостик у цифры «2». Самыми прилежными учениками в первом классе должны быть мамы и папы.

Назад | Содержание | Вперёд
 

 


 

2010. Растёт дочка, растёт сын.